To play, press and hold the enter key. To stop, release the enter key.

press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom

Долгин Ким Михайлович

Родился 22 марта 1933 года в городе Кирове Калужской области.

Умер 16 апреля 2016 года в горое Москва.

 

Кинорежиссер, сценарист.

 

Член Союза журналистов СССР с 1963 года.

Член Союза кинематографистов с 1970 года.

Заслуженный деятель искусств России.

 

Преподавал в Российском государственном гуманитарном университете с 1997 г. по 2014 г.

В 1957 году закончил Московский Ордена Трудового Красного Знамени

Институт Стали имени И.В. Сталина.

 

В 1967 – режиссерские курсы по подготовке с отрывом от производства творческих работников телевидения.

 

На Новосибирской студии телевидения – с 1961 года.

 

"Если давать определения, ему лучше всего подойдет - рыцарь искусства, его Дон Кихот. На Новосибирское телевидение Ким Михайлович пришел одним из первых. Режиссер художественного вещания и студии "Новосибирсктелефильм". Знание предмета - колоссальное. О живописи, музыке, хореографии, литературе говорит на равных с профессионалами. Десятки постановочных работ, сотни записей концертов, программ с участием творческой интеллигенции.

 

Меня потрясала его работа с музыкантами. Если в студии записывали симфонический оркестр – Ким Михайлович заранее доставал запись произведений и прослушивал по несколько раз, делал свои режиссерские пометки. Перед записью собирал операторов и распределял - кто кого снимает. Записывать симфоническую музыку - самое тяжелое дело. Сидит оркестр - и неопытный режиссер не сообразит сразу - где какой инструмент играет. Оттого много случайных, проходных и откровенно неверных кадров. С Долгиным такого в принципе быть не могло. Можно сказать - он создавал свою партитуру записи музыки.

 

Отдельный разговор - постановки. Мне довелось с ним работать на постановке оперы "Пир во время чумы" Бориса Лисицына, местного композитора. Очень хорошая музыка. Ким Михайлович задумал постановку на городской свалке. В то время - конец 80-х годов - на студию как раз пришли первые мобильные телевизионные камеры, и у режиссеров появилась возможность делать съемки на любой натуре. Мы провели с певцами - это были, в основном, студенты консерватории - две недели на свалке, можно сказать, жили там. Мусор горит, дым ест глаза, о запахе вообще молчу. А Ким Михайлович делает по несколько дублей каждого номера, пока не добьется от ребят нужного состояния. Я эти дни вспоминаю как одни из самых интересных в работе. Я увидела - как правильно была выбрана эта площадка. Воистину - чума....

 

О художниках и живописи. Для меня он открыл имя Николая Грицюка. Художника, чьи работы мир видел и оценил, а новосибирцы имени его не знали. Так - в узких профессиональных кругах. Ким Михайлович создал несколько фильмов и программ об этом художнике, что называется, опережая время всеобщего признания. И как красиво показаны работы Грицюка... Вдумчиво, неспешно. Думаю, не одна я - многие новосибирцы по-новому взглянули на улочки родного города после просмотра фильма "Николай Грицюк... художник, не нужный народу".

 

А еще - отдельное спасибо за фильм "Игнатовы". Это был 1970 - й год, юбилей Победы. До того Ким Михайлович участвовал во всесоюзном проекте "Летопись полувека" - сделал фильм "Год 1940-й". Среди работ в архиве в Красногорске нашел хронику о братьях - танкистах Игнатовых. 8 ребят - новосибирцев, с войны вернулись шестеро. И вот в 70 - м году Ким Михайлович решил сделать фильм о послевоенной судьбе своих героев. Фильм получился непарадный. Долгин увидел - и показал зрителям - людей, измученных старыми ранами, болезнями. Людей, всю жизнь тяжело работавших и, в общем-то, не очень счастливых. Недавно я его просмотрела - честный, неприукрашенный рассказ. Очень грустный. Когда Ким Михайлович поехал в Москву сдавать фильм - в 70-м - его просто изничтожили, обвинили в том, что это "несоветское кино" и так показывать героев войны нельзя. Фильм запретили к показу и отправили на полку. Ким Михайлович до сих пор переживает - он вообще очень эмоциональный человек.

 

В Москву он перебрался в середине 90-х, поближе к сыну. До прошлого года преподавал в классическом университете телевизионную режиссуру и основы монтажа. До сих пор делает кино - в интернете любой, кто захочет, может заглянуть на его страничку и посмотреть старые и новые работы. Делает кино сам - как оператор, режиссер, монтажер и даже автор музыки. Мне нравится. Я его просто очень люблю - хорошего человека и классного режиссера".

 

  Соколова Н.М.

 

 

Избранная фильмография:

 

  • 1961_Четыре прелюдии Дмитрия Шостаковича (фильм-концерт, режиссер)

  • 1963_Защитите своих детей (режиссер, автор сценария)

  • 1964_Один день театра (режиссер)

  • 1965_Люди, не забывайте (режиссер, автор сценария)

  • 1966_Горячая линия (режиссер, автор сценария)

  • 1967_Летопись полувека. Год 1940 (Центральное ТВ СССР, режиссер)

  • 1967_Играет Пензенский народный оркестр" (Центральное ТВ СССР, фильм-концерт, режиссер)

  • 1969_Хроника города Новосибирска (режиссер, автор сценария)

  • 1970_Игнатовы (режиссер, соавтор сценария)

  • 1970_Концерт Академического хора НЭТИ (фильм-концерт, режиссер)

  • 1972_Дальний рейс (НСТ, киноочерк, режиссер)

  • 1972_Балерина Лидия Крупенина (Западно-Сибирская студия кинохроники, автор сценария)

  • 1974_Бахаревы, машинисты (режиссер)

  • 1975_Поёт Роберт Янг (НСТ, фильм-концерт, режиссер)

  • 1977_Джаз-фестиваль "Академгородок-77" (фильм-концерт, режиссер)

  • 1980_Песни Евгения Бачурина (режиссер)

  • 1980_Меридианы "Шахтерского огонька" (режиссер)

  • 1980_Записки сумасшедшего (НСТ, фильм-опера, муз. Ю. Буцко, режиссер)

  • 1983_Крик (НСТ, фильм-балет, муз. А. Онеггера, режиссер)

  • 1984_История одного дуэта (режиссер, автор сценария)

  • 1985_Играй, гармонь (НСТ, первая передача, режиссер)

  • 1986_Осенняя симфония (НСТ, фильм-балет, муз. А. Мурова, режиссер)

  • 1988_Художник Николай Грицюк (Западно-Сибирская студия кинохроники, режиссер)

  • 1987_Играй, гармонь (НСТ, вторая передача, режиссер)

  • 1989_Пир во время чумы (НСТ, фильм-опера, муз. Б. Лисицына, режиссер)

  • 1990_Школа талантов (режиссер, автор сценария)

  • 1990_Николай Грицюк...художник, не нужный народу (режиссер)

  • 1992_Взывающий. Вадим Сидур (НСТ, режиссер)

  • 1993_Дон Жуан (НСТ, фильм-балет, муз. Р. Штрауса, режиссер)

  • 1993_Письма Ван Гога (НСТ, фильм-опера, муз. Г. Фрида, режиссер)

  • 1995_Медея (НСТ, фильм-балет, муз. Р. Габичвадзе, режиссер)

  • 1996_Лесная сказка (НСТ, концерт Русского академического оркестра ГТРК "Новосибирск", режиссер)

  • 1997_Артист (из серии "ЖЗЛ", о Г.С. Жжёнове, "Агенство БеМи" для ОРТ (1 канал), режиссер, автор сценария)

  • 1998_13 минут с кентавром (пилотная серия "Гений и злодейство - две вещи несовместные?", "Компания Спутник-2000" для канала "Культура", режиссер).

  • 2001_Ад и рай Иеронима Босха ("Компания Спутник-2000" для канала "Культура", режиссер, автор сценария, автор музыки)

  • 2002_Университет ХХI века ("Компания Спутник-2000" для РГГУ, режиссер, соавтор сценария)

  • 2003_Чемпионки (о школе Олимпийского резерва по художественной гимнастике, "Ассамблея-ТВ" для канала "Спорт", режиссер, автор сценария)

  • 2007_Люди, не забывайте (ремейк фильма 1965 года, режиссер, автор сценария, оператор)

  • 2015_Николай Наседкин. Друзьям. До востребования (режиссер, автор сценария, автор музыки, оператор)

  • 2015_Защитите своих детей (ремейк фильма 1963 года, режиссер, автор сценария, автор музыки)

 
 

Ким Долгин рассказывает о своих фильмах

"Четыре прелюдии Дмитрия Шостаковича" (1961, 1 часть)

Это моя первая работа на кинопленке. Мы с оператором Леонидом Сикоруком попытались найти выразительный зрительный эквивалент ярким пьесам из цикла прелюдий Шостаковича, соч. 34. Исполнитель - прекрасный пианист, профессор Новосибирской консерватории Виссарион Слоним.

"Защитите своих детей" (1963, 2 части)

Автор, наблюдая за своим пятилетним сыном, вспоминает свое военное детство. Текст от автора читал (в кадре и за кадром) замечательный актер Константин Захаров. Оператор - Леонид Сикорук. В 2015 году я снял вместе с сыном, оператором Александром Долгиным новый вариант этого фильма.

(https://www.youtube.com/watch?v=vkt5ZV0q_ao&feature=youtu.be)

"Один день театра" (1964, 4 части)

В течение довольно долгого времени мы с автором Алиной Литинской и оператором Леонидом Сикоруком снимали репетиции, сцены из спектаклей, короткие интервью, работу в различных цехах Новосибирского театра оперы и балета. Получилась как бы картина одного дня театра с утра до вечера. Жаль, что не удалось сохранить этот материал.

"Люди, не забывайте" (1965, 1 часть)

Сначала это была передача, построенная на фотографиях, рисунках детей из концлагерей и гетто и их стихах, которые читал за кадром десятилетний мальчик. Потом мы с оператором Сергеем Чавчавадзе сняли материал на кинопленку. В 2007 году я сделал ремейк этого не сохранившегося фильма, естественно, с другим мальчиком и другой музыкой.

(http://www.youtube.com/watch?v=secr5M6JJHc)

"Горячая линия" (1966, 1 часть)

Это своеобразный гимн моей первой профессии - металлурга-прокатчика. Оператор Виктор Маев великолепно снял работу листопрокатного стана на Новосибирском металлургическом заводе. Я этот материал смонтировал и озвучил своей фортепианной импровизацией. А. В. Зельманов довольно метко и не без иронии назвал эту работу "металлическим экстазом".

"Играет Пензенский народный оркестр" (1967, 3 части)

Фильм-концерт, мой первый и единственный опыт съемки с монитора, когда изображение с нескольких телекамер, пройдя телевизионный тракт, фиксируется на кинопленке с последующим чистовым монтажом на монтажном столе. Этот фильм был снят на ЦТ во время моей учебы на режиссерских курсах, параллельно с работой над фильмом "Год 1940" из цикла "Летопись полувека".

"Балерина Лидия Крупенина" (1972, 1 часть)

Один из немногих случаев, когда я писал сценарий не для себя. Цитирую аннотацию из журнала "Новые фильмы" 1972 г. №12:

"БАЛЕРИНА ЛИДИЯ КРУПЕНИНА».Автор сценария К. Долгин.Режиссер Е.(Евгения) Мордохович.Оператор С.(Сергей) Чавчавадзе.

Занятия, уроки, репетиции в балетном зале, фотографии в ролях и балетные афиши, город и театр, фрагменты из балетных спектаклей - эпизоды короткого рассказа о солистке Новосибирского государственного государственного театра оперы и балета, народной артистке СССР Лидии Ивановне Крупениной.

Производство Западно-Сибирской студии кинохроники, 1972 г.Фильм черно-белый, 1 часть, 298 м.Продолжительность демонстрации - 11 мин.

"Джаз–фестиваль "Академгородок-77" (1977, 1 час 13 мин.)

Фильм - концерт, снятый на 35мм кинопленке на первом в Новосибирске джазовом фестивале, в котором участвовали джазмены из Москвы, Ленинграда, Донецка, Таллина, Вильнюса, Новосибирска и других городов СССР, а также из США и Болгарии. Операторы - Борис Травкин, Валерий Соломин, Сергей Девкин. А. В. Зельманов выделил нам черно-белую кинопленку 35 мм, и в режиме жесткой экономии мы уложились в лимит не более 1:1,5, а, может быть, и меньше. Кинокамеры по моей отмашке включались и выключались последовательно, как в телепередаче, с небольшим захлёстом.

(http://www.youtube.com/watch?v=yJUfoBt-TU0&feature=youtu.be)

"Песни Евгения Бачурина" (1980, 16 мм, цветной , 45 мин.)

Документальный фильм, рассказывающий о московском художнике и авторе-исполнителе (он не любил, когда его называли бардом) Евгении Бачурине (1934-2015) и его песнях, Летом 1979 года с его песнями меня познакомил зашедший на студию журналист Борис Коршунов, они меня поразили, я показал их А. В. Зельманову, и он сделал нам 10-дневную командировку в Москву - мне, оператору Геннадию Седову и звукооператору Валерию Пшеницыну, чтобы снять фильм о Жене, с которым мы с Геной сразу же подружились. В 1980-м фильм был смонтирован и переведен на видео, благодаря чему он и сохранился.

(http://www.youtube.com/watch?v=brMtRclIPhk&feature=youtu.be)

"Школа талантов" (1990, цветной, 2 части)

Документальный фильм о средней специальной музыкальной школе при Новосибирской консерватории, снятый по заказу этой школы. Оператор Петр Сиднев. Этот фильм мы с Петей снимали сразу после фильма о Грицюке и снимали с большим удовольствием, потому что, несмотря на заказной характер картины, никто нам не мешал снять его так, как хотели мы. Это, действительно, огромное удовольствие - снимать талантливых детей! Надеюсь, фильм (копия на VHS) сохранился в школе.

До появления (примерно в конце 60-х годов) узкой (16 мм) кинопленки все киносъемки для телепередач осуществлялись на нормальной 35 мм пленке. Поэтому такие съемки иногда позволяли после небольших досъемок (титров, студийных фрагментов) превращать удачную телепередачу в кинофильм. Так, в основном, были сделаны мои киноработы до 1966 года. Все они были сняты на горючей кинопленке и не сохранились.