Мурашкин Борис Викторович

Родился 27 февраля 1949 года в городе Кемерово.

 

 

Композитор, звукорежиссер.

 

Член Союза кинематографистов СССР.

Ученик известного новосибирского композитора Аскольда Мурова, он пришел в кинопроизводство в начале 80-х, кода студия «Новосибирсктелефильм» переживала период «творческой депрессии» и нуждалась, как в новых вдохновенных идеях, так и в свежих талантливых кадрах. Как раз, именно такой «свежей головой» и стал молодой новобранец, композитор Борис Мурашкин, который к этому времени уже успел изрядно поскитаться  по разным организациям, от преподавателя машиностроительного техникума до художественного руководителя трамвайного депо, в поисках и самого себя, и самореализации.

 

Много Борис Мурашкин сотрудничал и с новосибирскими театрами. В частности написал музыку к спектаклям ТЮЗа: «Двадцать лет спустя» (Н.Светлова), «Репетитор» (Г.Полонского), а также к спектаклям Театра миниатюр Новосибирской государственной филармонии: «Возьмите улыбку» (реж. В.Харитонов) и детского театра – «Янтарёк».

 

В 1974 году Борис Мурашкин был в Польше на фестивале «Варшавская осень». Так всегда, путь талантливого человека, как правило, непрост. Успех и признание приходят не сразу. Но тем этот творческий путь исканий и ценен, что впоследствии дает возможность автору создавать поистине зрелые и, где-то даже выстраданные, произведения.

 

Именно зрелостью и новизной творческой мысли и отличался Борис Мурашкин, открывая новую страницу своей биографии, композитора и звукорежиссера студии документальных и художественных фильмов «Новосибирсктелефильм». 

 

Много общего у Бориса Мурашкина нашлось с другим новичком, «автором-оператором» Валерием Соломиным, который в этот период резко набирал авторитет в кинематографических кругах и получал немало лестных отзывов от кинокритиков. И как режиссер, и как оператор, и как автор Соломин стремился довести свои документальные полотна до невероятного эстетически-эмоционального накала, и, чтобы воплотить эти амбициозные замыслы, нуждался в талантливых единомышленниках.

 

Результатом творческого союза Мурашкина и Соломина стали такие фильмы, как «Цыганский берег» (1981), «Отец» (1981), «Её озеро» (1982), «Артельное дело» (1985), а также четыре фильма, которые, по мнению многих критиков, стали вершинами творчества и Валерия Соломина и Бориса Мурашкин, и многих других соавторов этих произведений. Это фильмы: «Таежная быль» (1985), судьба которого, из-за принципиальной позиции авторов, была крайне непростой, встретив волну критики цензурных органов, «Искусство всех времен и народов» (1987), очень остроумное и позитивное кино, признанное некоторыми коллегами Соломина лучшем его произведением, «Шоферская баллада» (1987), драматическая киноповесть, в которой драматургии сюжета, звука и визуального ряда были доведены до невероятного, почти молекулярного взаимодействия.

 

И,  конечно же, это фильм «Старая трава» (1988), получивший приз Первого всесоюзного фестиваля неигрового в Свердловске, а также удостоен премии ЦК профсоюзов и отмечен дипломами нескольких международных фестивалей.

 

Александр Косенков о Борисе Мурашкине (выдержка из характеристики):

«Ярый противник «обычного музыкального оформления», Борис Викторович драматургически решает звуковой образ и добивается при этом максимальной выразительности и фильма в целом».

 

Отдельного внимания заслуживает еще один «композиторский» фильм Бориса Мурашкина. Режиссерский дебют известного кинооператора Анатолия Руднева «Здравствуй, тундра!» (1981), неожиданно даже для самих авторов, стал настоящим культовым произведением, эстетически пронзительным откровением, ярким примером «атмосферного кино». И, безусловно, огромнейшую роль в этом  сыграли музыкальные решения композитора Бориса Мурашкина. Фильм «Здравствуй, тундра!», которому, скорее всего, была уготована судьба «проходного произведения», на самом деле вошел в число наиболее запоминающихся картин студии «Новосибирсктелефильм». Впрочем, случайностей не бывает, особенно в творчестве.

 

А между тем карьера Бориса Мурашкина приближалась к своему апофеозу, событию, которому, во многом, предстояло стать знаковым в его судьбе. Вершина духовных исканий признанного мастера кинорежиссуры Юрия Малашина, полнометражный документальный фильм «Преображение», рассказывающий о жизни русской православной церкви в Сибири, - это не просто выдающиеся произведение, это один из характерных образцов авторской зрелости. Есть фильмы исключительно новаторские, снятые, прежде всего для изысканной фестивальной публики, а есть фильмы «на все времена». «Преображение» относится к числу последних. Это неповторимое, цельное авторское кинополотно,  достойное только высоких оценок. Борис Мурашкин, работая над этим фильмом, приобрел невероятный, фантастический опыт, как, впрочем, и все участники съемочной группы.

 

Если продолжать тему знаковости фильма «Преображение», безусловно, стоит вспомнить о том, что во время творческой поездки в октябре 1990-го года в США вместе с коллегами, режиссером Юрием Малашиным и оператором Борисом Травкиным, во время которой они как раз и представляли американской публике свой фильм, Борис Мурашкин

неожиданно для всех (это еще было время Советского Союза) решает не возвращаться на родину.

 

Правильное это было решение или неправильное, судит уж точно не нам. Здесь опять возникает вопрос о сакральном смысле пути исканий творческого человека – «чтобы что отдать, изначально необходимо что-то приобрести». Вот и Борис Мурашкин решил таким образом приобрести свой новый уникальный опыт. И это нормально.

 

Он и сейчас живет и работает в Соединенных Штатах Америки. Возможно, он тоскует о Родине, о своей прошлой работе, может еще о чем-то. Возможно. Одно можно сказать наверняка – свой творческий запал он точно еще не растратил.

 

     Черных С.Г.

Валерий Пугачев о Борисе Мурашкине:

 

«Очень талантливый. Все время бурлил идеями, постоянно был в поиске. На студии было пианино и он все свободное время проводил за ним, все время что-то наигрывал… Безусловно,  студии «Новосибирсктелефильм» был необходим свой композитор. И Борис очень удачно вписался в творческий процесс».

 

Фильмография

 

Звукорежиссер:

  • 1980_Из полевого дневника орнитолога Андреева

  • 1981_Старожилы Стрежевого

  • 1981_Стационар на Омолоне

  • 1981_Цыганский берег

  • 1981_Отец

  • 1981_Крылья

  • 1981_Ветераны

  • 1981_Века открываются для нас

  • 1981_Герман Титов

  • 1981_Доброе имя

  • 1982_В реликтовой роще

  • 1983_Автор - Георгий Федосеев

  • 1983_Большая родня

  • 1983_Лесная дорога

  • 1983_Академик Соболев

  • 1983_Ленинградский проспект Уренгоя

  • 1983_Аллюр три креста

  • 1984_Альфа-Альфа

  • 1984_Из жизни управляющего трестом

  • 1984_На десять шагов впереди

  • 1984_Осенний счет

  • 1985_20 лет спустя

  • 1985_Таежная быль

  • 1985_Артельное дело

  • 1986_Взгляд не со стороны

  • 1987_Версты Буянова

  • 1987_Кто ты, Женя Сирота?

  • 1987_Искусство всех времен и народов

  • 1987_Шоферская баллада

  • 1988_Старая трава

  • 1988_Ответственность

  • 1988_Дорога через шесть рек

  • 1989_Преображение

  • 1990_Березовые голоса


Композитор:

Документальные фильмы:

  • 1981_Беспокойная должность

  • 1981_Здравствуй, тундра!

  • 1981_Ночная смена

  • 1982_Белокуриха

  • 1982_Её озеро

  • 1985_Надежный человек

  • 1986_Шипы и розы директора Найдова

  • 1988_Старая трава

  • 1989_Преображение


Художестевнные фильмы:

  • 1980_Сват