To play, press and hold the enter key. To stop, release the enter key.

press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom
press to zoom

Чавчавадзе Сергей Давидович

Родился 10 ноября 1936 года в Москве.

 

Кинооператор

 

Член Союза кинематографистов.

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1987)

Прямой потомок древнего грузинского княжеского рода, Сергей Чавчавадзе стал поистине мэтром кинооператорского искусства.

 

Любовь к кинематографу пришла к нему еще в детстве. В 1954 году, после окончания школы,  он устраивается на работу лаборантом во ВГИК. В 1955 году поступает на операторский факультет и в 1960 году успешно его заканчивает. Наставником Сергея Чавчавадзе был известный советский кинооператор Борис Волчек.

 

Для съемок дипломного фильма он был отправлен на Всемирный фестиваль  молодежи в город Вену.

 

Первое место работы – Новосибирская студия кинохроники (1960-1962). Затем Сергей Чавчавадзе был переведен на киностудию «Белорусьфильм» в качестве оператора художественных фильмов.  Здесь он принимает участие в создании фильма «Москва-Генуя» (1964), в котором рассказывалось о первых шагах советской дипломатии на международной конференции в Генуе в 1922 году. Это был бесценный опыт для Сергея Чавчавадзе, сыгравшего вскоре значительную роль в возрождении художественного кино в столице Сибири.

 

В 1964 году он возвращается в Новосибирск, где сразу становится одним из ведущих операторов студии «Новосибирсктелефильм».

 

Уже за первые пять лет работы Сергей Чавчавадзе снимает более 100 сюжетов и кинозарисовок для телевизионных передач. Серьезного успеха добивается он и в создании фильмов, причем в самых разных жанрах: художественных, документальных, музыкальных. К каждому из игровых фильмов Сергей Чавчавадзе находит оригинальное визуальное решение: публицистическое («Четвертый» по К.Симонову), драматически взволнованное («Сердце» по В.Катаеву), гротескное («Клоп» по В.Маяковскому), ироническое («У нас есть дети»), лирическое («Не потеряйте знамя»).

 

Самобытны и разнообразны его изобразительные ходы и в первых документальных лентах. Особо стоит отметить такие фильмы, как «Певец Алтая» (1969, реж. В. Гранат), «Завещание» (1969, реж. Ю.Малашин) и «Рисует Игорь Сокол» (1969, реж. А.Каневский).

 

В 70-80-х годах Сергей Чавчавадзе продолжает плодотворно трудиться. В этот период выходят еще несколько художественных фильмов, созданных им  в соавторстве с режиссером Вадимом Гнедковым. «Ночной сеанс» (1973), «Пассажир» (1973), «Новогодний подарок» (1976), «Сват» (1980), «Перед свадьбой» (1987) - все эти фильмы были не раз показаны по телевидению, имели большой успех у зрителей, а также получили довольно неплохие отзывы кинокритиков.

 

Подтверждением истинного профессионализма Сергея Чавчавадзе является и то, что он одинаково успешно сотрудничает со всеми режиссерами, не замыкаясь на ком-то одном. С Раисой Ерназаровой он объехал почти весь Север («Первый аргиш», «Ары-Мас», «Последний шаман»), с Юрием Малашиным было создано немало ярких произведений об уникальных исторических событиях («Сокровища Тоболькского кремля», «Сказ про царицу ваз»), с Юрием Шиллером нарисована целая вереница человеческих портретов («Возвращение на Таймыр», «Эхо проходящих поездов», «Аллюр три креста», «Живы будем…», «Недаром помнит вся Россия»). С Вадимом Гнедковым они сделали великолепный фильм о юном скрипаче Вадиме Репине, а с Виталием Гонновым о легендарном космонавте Германе Титове.

 

Сергей Чавчавадзе всегда оставался лидером кинооператорского цеха, хорошим товарищем и щедрым наставником.

 

Виктор Ватолин о Сергее Чавчавадзе:

«Сергей – это сложившаяся, заметная в советском телекино творческая личность со своим индивидуальным почерком, который отличают высокий профессионализм, мягкая лиричность и гармоничность».

 

Геннадий Седов о Сергее Чавчавадзе:

«Мы вместе проплыли почти весь Иртыш, мерзли с овцебыками в 50-градусный мороз на речке Бикада-Нгуома, что на Таймыре, кочевали с оленеводами-нганасанами по фактории Новая…Сергей был замечательным педагогом – он никогда не ругал за ошибки, которые, конечно, случались. Но совершенно не мог простить повтора этой ошибки».

 

 

              Черных С.Г.

 

Избранная фильмография:

 

 

Документальные фильмы:

  • 1966_Судьба портрета

  • 1968_Сегодня вечером

  • 1968_Cлушайте нас, потомки

  • 1969_Дружба

  • 1969_Завещание

  • 1969_Певец Алтая

  • 1969_Рисует Игорь Сокол

  • 1970_Хроника ленинского юбилея

  • 1970_Артерия жизни

  • 1970_Песня

  • 1971_Миша, Зоя,  Серёжа и другие

  • 1972_Порт назначения - Сургут

  • 1973_Пять вечеров в неделю

  • 1973_Цветы Сибири

  • 1974_Поет Лидия Мясникова

  • 1974_Горная Шория

  • 1974_Обь-река Сибирская. От озера до моря (Фильм первый)

  • 1975_Обь-река Сибирская. Новь таежной реки (Фильм второй)

  • 1975_Обь-река Сибирская. Главный париток (Фильм третий)

  • 1976_Море Обское

  • 1977_Возвращение на Таймыр

  • 1978_Первый Аргиш

  • 1978_Трудный хлеб Сибири

  • 1978_Дорога, которой нет конца

  • 1978_Родные напевы (фильм-концерт)

  • 1978_Пациенты доктора Потаповой

  • 1979_Путь в науку

  • 1979_Рубежи будущего

  • 1979_У нас каникул не бывает

  • 1979_Рассказы дяди Миши

  • 1979_Звучат "Арктуры" и "Веги"

  • 1980_Здравствуй, товарищ ТЮЗ

  • 1980_Ары-Мас

  • 1981_Старожилы Стрежевого

  • 1981_Герман Титов

  • 1981_Ночная смена

  • 1982_Сады Сибири

  • 1982_Разговор о призвании

  • 1982_Дело каждого дня

  • 1983_Аллюр три креста

  • 1983_Большая родня

  • 1984_Осенний счет

  • 1984_Мастера играть в куклы

  • 1984_Эхо проходящих поездов

  • 1984_Из жизни управляющего трестом

  • 1984_Сокровища Тобольского кремля

  • 1985_Подарю вам улыбку

  • 1985_Родом из военных лет

  • 1986_Сокровища Бурятии

  • 1986_Томский лад

  • 1986_Сказ про царицу ваз

  • 1986_Третье рождение

  • 1986_Магнитное поле бригады

  • 1987_Алтайские встречи

  • 1987_От идеи до внедрения

  • 1988_Жизнь как жизнь

  • 1988_Жилмассив

  • 1989_Флейта

  • 1990_Исцеление радостью

  • 1990_Живы будем...

  • 1990_Душа, восстань, чтоб потрудиться...

  • 1991_Мой дом - это моя одежда

  • 1991_Последний шаман

  • 1991_Игра в прятки

  • 1992_В поисках веры

  • 1992_Свет бересты

  • 1992_Недаром помнит вся Россия

  • 1993_Часовня


Художественные фильмы:

  • 1962_Четвертый

  • 1966_У нас есть дети

  • 1968_Cердце

  • 1969_Не потеряйте знамя

  • 1973_Ночной сеанс

  • 1973_Пассажир

  • 1976_Новогодний подарок

  • 1980_Сват

  • 1985_Тайга

  • 1987_Перед свадьбой